Исследовательская работа: «Старые названия улиц села Куксова (до 70-х годов XX века)»

Аватар пользователя anna42

Исследовательская работа:
«Старые названия улиц села Куксова (до 70-х годов XX века)»

Номинация: Летопись населенных пунктов

Выполнили: обучающиеся 8 «А» класса Данилин И., Кузин Д., Лапин Д.

Руководитель: Уткина Е.С.

Актуальность исследования:

• Мы плохо знаем местные обряды, обычаи, историю местных топонимов, в которых отразились отзвуки старины, материальная и духовная жизнь нашего народа.
• К сожалению, о них не сохранилось достаточно сведений
• Родители, бабушки и дедушки не посчитали нужным сделать это вовремя. Мы должны восполнить эти пробелы.

Цели исследования:

• Приобщение к историческим ценностям родного края.
• Знакомство с историей родного села.
• Воспитание бережного отношения к культурному наследию своего народа.

Задачи исследования:

• Изучение краеведческой литературы
• Беседы со старожилами села и краеведами.
• Систематизация результатов в исследовательской работе и мультимедийной презентации.

Не в глухих уголках нашей малой родины, а совсем неподалёку от областного центра, привольно раскинулось лентой по правому берегу реки Цны старинное Тамбовское село Куксово.

О нем впервые упоминается в 1648 году. Однако основано оно, видимо, до постройки Тамбовской крепости в 1636 году. Это было поселение полковых казаков.
По документам ревизской сказки 1719 года в Куксове зарегистрировано 102 казака, их домов — 48. Среди первых жителей названы Михаил Кузин, Прокоп Макридин, Иван Максимов, Михаил Колягин, Андрей Баранов, Емельян Хмелинский, Яков Мамонтов.

Названо село, очевидно, по имени одного из своих основателей - Никифора Куксова.
В 1862 году в селе Куксову - 120 дворов, 503 души мужского пола, 517 - женского. В 1911 году - уже 248 дворов, 993 души мужского пола, 944 - женского. В селе имелась церковно-приходская школа и церковно-приходское попечительство.
На территории села Куксова располагаются четыре основные улицы: Набережная, Интернациональная, Советская и Москва. До 70-х годов XX века они носили свои старые названия, а от жителей старшего поколения и сейчас можно услышать фразу: «Где живешь? » - «На Старом Селе» или «На Новом Селе».
Начать свой рассказ хочется с улицы Набережной, которая раньше называлась Старое Село. Очевидно, именно здесь и были построены первые дома села Куксова.
Прежнее название улицы достаточно долго, вплоть до 70-х годов XX века, сохранялось в документах. На слайдовой презентации, размещенной в приложении к данной работе, представлены страницы из книги движения учащихся Татановской школы за 1939-1943 годы, которые содержат старые названия улиц сел Татанова и Куксова, в том числе название «Старое Село».
Улица располагается вдоль реки Цны, и одна из ее частей называлась Углянка.

Почти у всех жителей здесь были лодки, они занимались рыбной ловлей и перевозили, при необходимости, жителей других улиц на левый берег Цны. Существовал и паром, чтобы можно было переправлять стадо из Нового села через Углянку на луговые пастбища в заречье.
Добрым словом поминают многие жители села и монахинь, служивших при сельской церкви. Жили они недалеко от храма, на Старом Селе, и изготавливали замечательные стеганые одеяла, которые старались приобрести для приданого многие невесты не только села Куксова, но и Татанова.
В сундуке каждой русской девушки и женщины традиционно должно было находиться три вида одежды для себя:
для будней - «платьице ежедённое»
для праздников - «платьице воскресённое»
костюм для свадьбы (у девушки).
В праздники девушки на выданье надевали по нескольку юбок из холста или ситца. Крестьянские нравы коротких юбок не допускали: девичья юбка открывала только ступни, бабья была обязательно до пят.
Широко распространены были «кỳбовые» юбки, изготовленные из холщовой материи домашнего производства, окрашенной в синий цвет с помощью краски индиго, которую так же называли - кỳбовая. Вероятно, это название происходит от названия утвари для окрашивания ткани - «куб», представляющего собой большую деревянную кадку. Отсюда название «кỳбовый» получили и предметы одежды, и ткань, из которой они изготавливались.
Традиционным женским свадебным костюмом стала «одинàчка» (юбка и кофта одинаковых светлых тонов) и «увал» (восковой венок с фатой), которые нет-нет, но и сейчас можно найти в сундуках наших бабушек.

В селе Куксове 1068 жителей, из них - 242 человека, то есть почти 1/5 часть – это потомки Кузьмы Федоровича и Ирины Игнатьевны Мамонтовых, более 100 лет тому назад живших в доме № 167 на улице, которая сегодня носит название «Интернациональная».

У Кузьмы Федоровича и Ирины Игнатьевны родились 8 дочерей: Параскева, Матрена, Елена, Алена, Анна, Мария, Наталья, Марфа. За трудолюбие и взаимовыручку за всеми ними закрепилось доброе прозвище «коммуна».
Пятеро из восьми стали многодетными матерями, а Матрене Кузьминичне, родившей 10 детей, в 1953 году была вручена золотая медаль «Мать - героиня». Всех этих женщин уже нет в живых, но остались их многочисленные потомки, которые живут и трудятся на благо нашей Родины.
Среди них есть и медицинские работники (Кузин Павел Петрович, Сомова Любовь Михайловна, Теплякова Ирина Ивановна, Данилина Ирина Алексеевна, Леонова Вера Васильевна), и военные (Калягин Николай Иванович; Мамонтовы Юрий Алексеевич и Максим Юрьевич, принимавшие участие в параде ко Дню Победы на Красной площади в Москве), и спортсмены (Калягин Василий Иванович – мастер спорта международного класса, десятикратный чемпион Советского Союза, серебряный призер чемпионата мира по гребле на каноэ-двойке). Но больше всего среди потомков этой удивительной семьи – людей, которые работают на земле. Вера Алексеевна Клопша, главный агроном филиала «Россельхозцентра» по Тамбовской области, с детства запомнила поговорку: «Не тот хозяин земле, кто по ней бродит, а тот, кто по ней за плугом ходит».
Раньше, когда еще не было названия «улица Интернациональная», улица Новое Село делилась на несколько названий: «Махà» (то есть место, где по праздникам проходили кулачные бои), «Мостóчек» (в этом месте улицу пересекал ручей и был построен мостик), «Церковь».
Согласно "Списка духовенства Тамбовской епархии на 1876 год" Христорождественская церковь в селе Куксове была построена в 1742 году. Вероятно, данная церковь была выстроена взамен старой.
Деревянная однопрестольная церковь постройки 1801 года была перестроена в 1883 году на средства крестьянина села Горелое Петра Ивановича Захарова. Церковь была закрыта в 30-е годы XX века, и вновь открыта в 1946 году.
Летом 1966 года на праздник иконы Казанской Божьей Матери церковь сгорела от удара молнии.
В 1996 году, после отслуженной панихиды, духовный наставник семьи Мамонтовых, о которой было рассказано выше, - отец Николай – дал свое благословение на воссоздание храма в селе Куксове. За церковной утварью для храма в город Москву ездили Кнопша В.А., Кузин С.А., Бородина Т.П.
Новая церковь в селе Куксове была построена в 1997-2004 годах.

Сельский храм возвышается в самом центре села, на месте бывшей церковно-приходской школы.
Нынешний Христорождественский храм – каменный. Заботой прихожан удалось сохранить ряд старинных икон, и они до сих пор украшают внутреннее убранство храмового зала.
До 60-х годов XX века при церкви существовало кладбище, на котором хоронили местных священников (сейчас оно утрачено).

С 2011 года при храме действует воскресная школа. Ученикам школы много внимания уделяет иерей отец Анатолий Неверов.
Улица Советская со времени своего возникновения в 30-х годах XX века никогда не меняла своего названия.

Вот что рассказала об истории этой улицы жительница села Куксова Елисеева (Мамонтова) Лидия Дмитриевна: «Улица Советская всегда называлась Советской, так как заселение её началось при Советской власти. Люди в селе Куксове жили зажиточно, имели справные хозяйства и, чтобы не попасть под раскулачивание и высылку, в начале 30-х годов прошлого века большие семьи начали делиться на более мелкие и строиться на новом месте (на улице Советской), получая на обустройство скотину, утварь, надел земли».
Одними из первых на улице Советской поселились семьи Вихляевых, Королёвых, Мамонтовых. Люди они были трудолюбивые и мастеровитые, например, Алексея Королёва - прадеда нашего одноклассника - очень ценили в соседних селах как хорошего плотника.
Улица Москва получила свое название при Советской власти, когда стали застраиваться земли колхоза «Красная Москва», сокращенное название которого и дало название улице.
Давайте послушаем рассказ учителя русского языка и литературы Соломатиной Марии Ивановны о старом названии этой улицы – Загумные.

Раньше неподалеку от этого места стояла мельница, владельцем которой был Соломатин М.С. А перед мельницей – открытое место, гумно, куда свозили снопы хлеба для обмолота. Постепенно вокруг стали появляться дома, образовавшие улицу, которая получила название Загумные, то есть расположенная за гумном.
Село растет, развивается, хорошеет. Скоро на его карте появятся названия новых улиц: Радужная, Семейная и другие.
Но верность традициям, постепенное возвращение к тому, что было утрачено, но не убито, без чего невозможно наше бытие, как невозможна жизнь без любви к своим ближним, к родной земле - это и есть основа, которую нам дает знание истории родного села.
Посмотрите на лица людей, которые жили когда – то, а многие живут и сейчас на улицах, о которых мы сегодня рассказали. Они наши односельчане. Любить и всегда помнить свою малую Родину, место, где родился и вырос – это главное, что должен ценить человек!

Нужно сберечь для своих потомков традиции и обряды предков, пусть они тоже знают, что значат слова «одинàчки», «кỳбовые юбки», «Махà», Углянка… Знают, помнят и гордятся историей своей семьи, своей улицы, своего села!
Как было много храмов на Руси!
Всегда к церквушке приведёт дорога.
Ты хлеб расти и травушку коси
И не забудь, что всё в тебе - от Бога.
Насколько всё же помыслы чисты,
Когда вкушаешь хлеб просвирки пресной,
Душа цветёт от дивной красоты,
От высоты и славы поднебесной.
Всё воскресим! Всё восстановим вновь!
По всей Руси - от края и до края!
Всем на земле, как хлеб, нужна любовь,
А нам - чтобы любовь была святая.